Сколько кружков должен посещать ребенок?

Этот вопрос особенно актуален сейчас, в начале учебного года, когда ребенок стоит перед выбором - в какой кружок или секцию пойти в этом году. Предлагаю вашему вниманию пост Татьяны Юмашевой (дочери Б. Ельцина) из ее блога в ЖЖ.   

"Про балет, шахматы, теннис и все остальное
Кто следил за комментариями, которые пришли на мой последний пост о книгах для детей, наверняка обратили внимание на небольшую дискуссию, которая у меня возникла с несколькими из моих друзей. Суть разговора – мы столько с вами вспомнили книг, что ребенку за те три-четыре года, именно когда их интересно и нужно читать, с таким количеством литературы не справиться. Я добавила, что Маша у меня еще кое-чем занимается. И написала чем. Я повторю это здесь.

У нее в расписании, естественно, кроме школы - плавание, теннис, художественная гимнастика, балет, пианино, шахматы, верховая езда, математика, рисование, история музыки, и три кружка в школе, которые она обожает – вокал, рисование и драма. И еще дополнительные занятия на пианино.

Ей почти девять лет (будет через два месяца). И возникает вопрос, перегружен ли ребенок? Отвечать на него впрямую не буду, просто расскажу, как у нас проходит день. Ну, например, такой, что был сегодня. Утром и до середины дня – школа. Придя домой из школы, она мчится на балет, потом домой, где ее ждет преподаватель по музыку, у нее пианино. А потом, быстро переодевшись, она летит на секцию тенниса. То есть, если иметь ввиду, что из школы она приезжает в три-четыре часа, в зависимости от школьного расписания, то эти три занятия занимают у нее все время до ужина. После ужина она делает уроки и, если остается время, немного играет. Потом подготовка ко сну, зубы, душ, и в кровать. И дальше у нас обязательные, я бы сказала, волшебные минуты, когда она уже лежит в постели, прихожу я, и мы читаем очередную книгу. Я ей вслух главу, а она мне. Если это английская или французская книга, то я, естественно, вслух не читаю, с моим произношением это было бы странно. Потом тушим свет, болтаем о ее секретах, я ей что-то рассказываю, что за день произошло, о наших планах, обо всем. Я целую ее на ночь. Ухожу. День закончен.

Такое жесткое, казалось бы, расписание она воспринимает как должное, это ее естественное существование. У нее не возникает (пока) вопросов, а почему я так занята, а где мое свободное время, я бы хотела поиграть в куклы, или посмотреть телевизор, или поиграть в компьютерные игры. У нее на это нет времени, и нет таких мыслей. (Даже если они где-то и есть, она их пока вслух не произносит.)

Я считаю, что мы, родители, если у нас есть возможность, должны впихнуть в детей максимум умений, которые потом им пригодятся в их подростковой и взрослой жизни. Вы, наверное, помните, у каждого из нас возникали ситуации, когда мы про себя вздыхали или восклицали, ну почему меня родители не научили играть на гитаре (пианино, трубе, скрипке). Или, почему я не умею играть в теннис (во время отдыха, когда с завистью смотришь как твои друзья блестяще машут ракетками). Или, почему я не умею рисовать (когда приходишь на какую-нибудь выставку, и видишь эти замечательные цвета и эти линии).

Базовые основы образования, которые дает школа - это необходимый фундамент для дальнейшего роста человека (именно поэтому я против нынешней широко обсуждаемой школьной реформы, которая может привести к сокращению этой базы). А дальше начинается жизнь, и на этот фундамент мы накладываем наши новые знания и умения. Идем в институт, изучаем там то, что считаем важным в нашей будущей жизни, кто математику, как я, кто журналистику, как мой муж, кто историю, кто юриспруденцию или бизнес и т.д..

Но возвращаясь в детство и к детям. Есть очень короткий период времени, видимо, лет до 12, когда те навыки, которые ребенок успел в себя впитать, во-первых, остаются с ним на всю жизнь. Что бы он дальше не делал. А, во-вторых, которым невозможно потом, даже прилагая огромные усилия, научиться во взрослом возрасте. Язык - самый примитивный и яркий пример. Маша научилась говорить по-английски и французски с раннего детства, с года, и учила их с носителями. Я пригласила в Москву через французское и английское агентство английскую и французскую нянь. Она говорит на них как по-русски, без акцента. При этом, даже и не понимает, почему английский и французский для нее также естественны, как русский. И с другой стороны я, которая всю свою сознательную жизнь изучала этот английский на всех возможных курсах, и по-прежнему у меня в нем нет свободы и легкости, я должна следить за тем, правильно ли употребляю время глагола, мне нужны паузы, чтобы подобрать слово и т.д.

Или другой пример. Мой сын Боря, он сейчас уже взрослый. В детстве я записала его на теннис, он ходил в Лужники. Помню, как проклиная про себя все, тащилась с ним на троллейбусе и метро на занятие, ему не хотелось, у меня была куча других важных дел. Но теннис мне ужасно нравился, хотелось, чтобы Борька хорошо играл. Он и заиграл вполне прилично. Турниры не выигрывал, для этого надо было заниматься каждый день, иногда два раза в день, но многих своих сверстников по группе обыгрывал. Лет в тринадцать теннис он уже забросил, сказал, что надоело. Прошли годы. Мой муж, который первый раз взял ракетку лет в 25 и с тех пор не выпускает ее из рук такое же количество лет, играет вполне прилично. Я думаю, он где-то в десятке лучших "чайников", как они сами себя называют, Москвы. Но если Боря начинает играть с Валей, у моего мужа нет никаких шансов. Счет - 6-0, в лучшем случае - 6-1 в пользу Бори. И только лишь потому, что Боря позанимался четыре-пять лет теннисом в правильное время, в детстве, когда тело удивительным образом запоминает все, что вы из него лепите.

То же самое с горными лыжами. Я таскала его с детства в Хибины, куда любила ездить (раньше ни Австрии, ни Франции, как вы помните не было, впрочем, как и нормальных лыж), и в Москве по выходным в Крылатское, есть там такая дохленькая горка. Тогда практически не было и инструкторов, он учился сам. И в результате сейчас он катается блестяще, ему не страшны любые трассы, он получает удовольствие и от черных, самых сложных трасс, и от катания вне трасс, по чистому снегу, и со специально подготовленных горок с буграми, которые называются могул, по которым нормальным любителям просто съехать сложно, не говоря уж о том, чтобы нестись так, как это делает Боря. И опять, это все только лишь потому, что я вовремя, в детстве, брала его с собой повсюду в горы.

Я не хочу, чтобы Маша стала профессиональной теннисисткой или балериной, или плавчихой, или шахматисткой. Хочу лишь, чтобы эти навыки у нее были, и у нее будет возможность ими пользоваться всю жизнь. При этом, я понимаю и то, что она со этими прекрасными навыками может в 18 лет влюбиться в какого-нибудь байкера с серьгой в носу, и уехать с ним, вместе со своими языками, шахматами, балетами и изобразительным искусством, куда-нибудь подальше от родителей, которые ничего в жизни не понимают. Мне кажется, я знаю, что надо делать, чтобы этого не произошло. Но это уже совсем другая история. Но и байкеры будут уважать ее за языки, шахматы, балет, рисование, плавание, езду на лошадях и всякую другую ерунду, которую чокнутые родители запихнули в нее, когда она была маленькая. Они будут уважать ее потому, что будут знать, за каждым ее умением был долгий и тяжелый труд.

Так что, не теряйте время, у ваших детей его осталось не очень много. Сделайте им подарок. Научите их тем умениям и навыкам, которыми они дальше будут пользоваться всю свою сознательную жизнь."

www.livejournal.ru/zh_zh_zh/children/id/788

Добавить комментарий

Пожалуйста, воздерживайтесь от оскорблений, противозаконных призывов к экстремизму, насилию и разжигания межнациональной розни.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.

Защитный код
Обновить

Медиа

Баннер
Баннер

Читать онлайн

Читать газету онлайн
Детский клуб

Сайты администрации

Баннер
Баннер
Баннер

Календарь

Прошлый месяц Ноябрь 2021 Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
week 44 1 2 3 4 5 6 7
week 45 8 9 10 11 12 13 14
week 46 15 16 17 18 19 20 21
week 47 22 23 24 25 26 27 28
week 48 29 30
Яндекс.Метрика