Мне искренне хочется верить, что, избавившись от бандитского гнета, выздоровеет ваша родная станица

Эксклюзивное интервью журналиста «Российской газеты» Татьяны Павловской, которая в 2005 году первой рассказала о криминале в Кущёвской на всю страну.

– Ваше имя в Кущёвской стало знаковым, все Ваши статьи здесь постоянно перечитывали и обсуждали. А с чего начиналась для Вас кущёвская тема?

– Шесть лет назад, по письму, названному авторами мольбой о помощи (под ним стояло 170 подписей) я приехала в Кущёвскую. Первая моя статья «Скованные страхом» вышла еще до приезда проверяющих из края. Поразительно, но ту давнюю публикацию, здесь помнят до сих пор. Об этом рассказывали жители прошлой осенью, когда после кровавых событий на улице Зелёной я вновь приехала в Кущёвскую. «У нас тогда появилась надежда, что на Цапков, наконец, найдут управу, – говорила Ольга Богачева. – Ведь вашу статью взяла на контроль Генпрокуратура… Но тут опять всё спустили на тормозах, отчитались наверх, что меры, якобы, приняты, завели дела на нескольких «стрелочников», а истинных главарей в тень увели. На том все и успокоились».

– С октября по декабрь 2005 года в «РГ» вышли три ваши статьи, которые вызвали небывалый резонанс. Что вы чувствовали после этого?

– Чувства были противоречивыми. С одной стороны, впервые на Кубани власти так серьёзно отреагировали на публикации в СМИ: в районе прошла выездная коллегия ГУВД края. С другой – ситуацию признали чрезвычайной, а факты … не подтвердившимися. Хотя глава района Владимир Ханбеков говорил с трибуны о серии нераскрытых убийств, подрывающих авторитет правоохранительных органов и власти в целом, о том, что людям хорошо известны не только клички, но и имена тех, кто держит в страхе всю округу. Его слушали, но почему-то не услышали. Сейчас, спустя годы, я жалею, что в своих статьях фамилию Цапок изменила на Сушко, хотя главных героев всё равно узнали. Неслучайно Сергей Цапок подал в суд на человека, сославшегося на нашу публикацию в снятом по ее следам телерепортаже. Он практически дословно процитировал из моей статьи, что «главарь банды был убит в 2003 году, остался его брат, который является депутатом». В иске Сергей Цапок написал «…осквернив доброе имя и светлую память моего погибшего брата, а также допустив в отношении него распространение ложных сведений, порочащих его честь и достоинство, ответчик причинил мне тяжелейшие нравственные страдания…  После трансляции сюжета избиратели неоднократно подходили ко мне за разъяснениями по данному факту, считая меня причастным к преступному миру…» Интересно, кто подходил к депутату Цапку за разъяснением? Не иначе друзья-подельники, управу на которых, увы, нашли лишь спустя пять лет ценой двенадцати жизней. Ну, а судья Сергей Шаповалов в августе 2006 года вынес решение о взыскании 500 тысяч рублей с ответчика, «опорочившего доброе имя Цапка».

– Ваше имя ведь тоже пытались опорочить?

– Конечно, ведь разоблачений боялись не только Цапки, но и их покровители. Думаю, они были и есть, только сейчас ушли в тень, спасая собственную шкуру. Наверняка именно с их подачи предпринималась попытка создать мнение, что статьи в «РГ» носят заказной характер. Называлась даже сумма – 10 тысяч долларов, которые, якобы, мне за них заплатили. Ведь следом за «Российской газетой» о Цапках написала «Комсомольская правда», потом появился скандальный репортаж по одному из федеральных телеканалов. Чтобы остановить поток разоблачительных публикаций, надо было опорочить жалобщиков. И это сделали с участием всей правоохранительной машины края. Банду Цапков правоохранительные органы «не заметили», зато обнаружили «криминал» в том самом учебном заведении, откуда пришло коллективное письмо в газету, завели уголовное дело на ректора вуза Галину Ивановну Крошку. После этого «лидером ОПГ» стал не Цапок, а Крошка. Поразительная метаморфоза!

– Арест Крошки стал для Вас неожиданностью?

– Все эти годы я чувствую вину перед Галиной Ивановной. Она первой рискнула публично рассказать то, о чем знали все, но молчали. За что и поплатилась. У меня нет никаких сомнений, что уголовное дело – месть за критику. Ну, а кто заказывал музыку – остается лишь догадываться. Судил Крошку тот самый Сергей Шаповалов, о дружеских отношениях которого с Цапком в Кущёвской все знают. Несколько раз я присутствовала на судебных заседаниях. Никогда не забуду глаза Галины Ивановны, смотрящие на меня из-за решетки: вот чем обернулась ее смелость. Процесс превратился в на стоящее судилище. В тюрьме Крошка пережила два инсульта, по требованию Шаповалова медики многократно делали ей пункции, результатом чего стало разрушение нескольких позвонков. Две экспертизы, проведенные сначала в Краснодаре, а потом в Москве, признали у Крошки серьезное психическое заболевание, но судья еще два года продолжал незаконно удерживать ее под стражей. Кто ответит за это? Шаповалов, как известно, летом прошлого года отбыл из Кущёвской в Подмосковье и теперь в одном из местных судов пережидает «кущёвскую бурю». Но я не теряю надежды, что возмездие настигнет и его. А Галине Ивановне желаю выздоровления.

– Вы в курсе всех новостей от следствия по делу об убийстве на Зелёной. Что можете рассказать об этом?

– Расследование завершается, дело практически готово для передачи в суд. Но сначала оно уйдет к прокурору, который проверит законность всех действий следствия. Раскрытые в ходе работы остальные тяжкие преступления прошлых лет, в связи с причастностью к их совершению членов банды Цапка, направлены для соединения с основным делом, которое ведет специально созданная группа СУСК РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу. Сначала ее состав доходил до 40 человек, теперь значительно сократился. По словам руководителя группы Александра Прокопца, было допрошено свыше двух тысяч свидетелей и проведено почти 260 экспертиз. С основным делом соединены еще 11 уголовных дело тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных в Кущёвском районе с 2003 по 2009 годы. Их фигурантами являются 12человек, 11 из них находятся под стражей. Что касается массового убийства в доме фермера Аметова, то его непосредственными исполнителями следствие считает шестерых: Сергея Цапка, Андрея Быкова, Владимира Алексеева, Сергея Карпенко, Игоря Черных и Вячеслава Рябцева. Установлены все обстоятельства совершенного преступления и собраны доказательства, достаточные для обвинения этих лиц. Следствие близится к завершению, скоро обвиняемых начнут знакомить с материалами дела, все тайны которого раскроются только в суде.

– Что вы увидели и почувствовали во время недавнего приезда в Кущёвскую?

– Снова побывала в станице Кущевской я буквально на днях, просила людей рассказать, как прожили этот год, что думают сейчас. Как раз пишу репортаж для «РГ» по итогам этой командировки. Перед отъездом зашла к главе. Владимир Сергеевич напомнил наш давний разговор: «В 2005 году я сравнивал кущёвскую ситуацию с криминальным деревом – разветвленным и пустившим глубокие корни. Теперь это дерево срублено, хотя корни до конца ещё не выкорчеваны. Но с этим, уверен, мы справимся, потому что сейчас процесс выкорчевки идет под жестким контролем. Наша задача преодолеть кризис и идти дальше с учетом всех прошлых ошибок. Раньше на сходы граждан один ходил, а теперь обязательно вместе с начальником милиции и прокурором. Напрямую с народом общаться бывает нелегко, зато потом такое ощущение, будто тяжесть с плеч сбросил. Уходит стена непонимания, а это главное».

Мне искренне хочется верить, что, избавившись от бандитского гнета, выздоровеет ваша родная станица.


Алена Архарова. Еженедельник "Кущевская. Наше время"

Добавить комментарий

Пожалуйста, воздерживайтесь от оскорблений, противозаконных призывов к экстремизму, насилию и разжигания межнациональной розни.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание комментариев.

Защитный код
Обновить

Медиа

Баннер
Баннер

Читать онлайн

Читать газету онлайн
Детский клуб

Сайты администрации

Баннер
Баннер
Баннер

Календарь

Прошлый месяц Май 2024 Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
week 18 1 2 3 4 5
week 19 6 7 8 9 10 11 12
week 20 13 14 15 16 17 18 19
week 21 20 21 22 23 24 25 26
week 22 27 28 29 30 31
Яндекс.Метрика